Информация о программе
«БУДЬ ЗДОРОВ, КАК МАКСИМ ОРЛОВ»
Программа дошкольного образования «Будь здоров, как Максим Орлов»
направлена на формирование культуры здорового образа жизни и патриотического воспитания детей подготовительной группы
В основе концепции Программы лежит поэма Ю. Аристовой «Будь здоров, как Макс Орлов». Её главная содержательная тема – воспитание целеустремленного ребёнка, новой личности современного общества – в будущем здорового, активного гражданина и патриота России. В настоящее время это подрастающий ребёнок с активными познавательными и двигательными способностями.
Цель Программы:
создание модели образовательного процесса по формированию у детей самостоятельности и ответственности в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья, мотивации к занятиям физической культурой и спортом, основ гражданственности и патриотичности.
Задачи Программы:
- формирование у детей основ культуры здорового образа жизни;
- укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей организма воспитанников;
- развитие у детей двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
- создание условий для формирования интегративных качеств личности ребёнка;
- воспитание навыков собственного здоровьесбережения, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание уважения к отечественным традициям и социокультурным ценностям;
- формирование знаний о спортивных достижениях нашей страны;
- формирование основ гражданственности ипатриотизма.
В основе Программы
– системный подход к процессу обучения, учитывающий взаимосвязь пяти направлений дошкольного образования – познавательное, физическое, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое.
Основные принципы реализации Программы
- создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.
- системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;
- принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский)– интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания Программы;
- развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;
- практическое экспериментирование – использование различных ресурсов для решения поставленной задачи(беседы, поэзия, игры, рисунок, пр.);
- учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач, пр.);
– создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);
– использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического);
–использование формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями) как основной базы процесса передачи информации.
Уникальность Программы заключается в создании творческих условий для гармоничного развития личности посредством использования в воспитательном процессе эксклюзивного авторского подхода к изложению учебного материала и созданию интегративных схем его подачи детям (разнообразные формы устного изложения, наглядности, игровой деятельности, пр.).
Основные акценты содержания Программы направлены на формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни, навыков здорового питания, способствуют воспитанию у них с ранних лет нравственных качеств, основ патриотизма и российской гражданской идентичности.
Формы совместной деятельности взрослых и детей в рамках Программы
1. Чтение художественной литературы – поэмы «Будь здоров, как Макс Орлов!».
Принцип подбора текста заключается в том, чтобы он был смысловым фоном и значимым стимулом для реализации продуктивной, познавательно-исследовательской и игровой деятельности в рамках программы.
2. Игровая деятельность.
Сюжетная игра (игра-фантазирование) заключается в развертывании целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием, которые могут строиться различным образом.
Дидактическая игра содействует:
-самоутверждению старшего дошкольника;
-развитию внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоению различных знаний;
-развитию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия;
-развитию умения действовать с партнерами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех;
-развитию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости; адекватной самооценки.
Дидактические игры сочетаются с подвижными играми: игрой с бегом, игрой с метанием предметов, игрой-эстафетой (в том числе дорожка препятствий), спортивной игрой (например, хоккей на траве)
Подвижная игра содействует:
-овладению разными видами двигательной активности, развитию внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоению различных знаний;
-развитию азарта, настроения соревновательности, результативности действий.
3.
Продуктивная деятельность (под продуктивной деятельностью в данной программе подразумеваются моделирующие виды деятельности: рисование и лепка) направлена на развитие творческих способностей и получение предметно оформленного результата.
4. Организационная деятельность
– организация и проведение праздника «День здоровья».
Планируемые результаты освоения Программы детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ребёнка. Исходя из этого, для различных целевых групп планируются следующие итоги:
· ребёнок:
– понимает основные ценностные ориентиры культуры здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья, имеет соответствующие возрасту представления о вредных привычках, здоровом питании и безопасном поведении в быту;
– приобретает устойчивую потребность в двигательной активности, начальную мотивацию к занятиям физической культурой и проявляет индивидуальный интерес к различным видам спорта;
– ощущает свою сопричастность традициям и историческим ценностям Родины, осознаёт себя гражданином России;
– приобретает положительные эмоциональные качества (сопереживание, отзывчивость), навыки творческого подхода к деятельности, доброжелателен и спокоен;
– соблюдает общепринятые нормы и правила поведения, приобретает навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, владеет различными приёмами коммуникации;
– приобретает понимание собственной области интересов;
– активен в познавательной области жизнедеятельности, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать и вести поиск решения поставленной задачи;
– владеет умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности (речевыми, литературными, изобразительными, игровыми, пр.);
– воспринимает предстоящую школьную жизнь как новый, интересный этап своего развития и познания мира.
· педагоги:
– совершенствуют профессиональные компетенции в части создания психолого-педагогических условий для работы с детьми в соответствии с задачами, поставленными «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
–обеспечивают условия для гармоничного развития ребёнка, отвечающие принципам развивающего обучения, интеграции образовательных областей и видов деятельности, основам системно-деятельностного, компетентностного подхода к обучению детей дошкольного возраста;
– укрепляют компетенции в области технологий, направленных на создание здоровьесберегающей среды для детей и формирование у них навыков в области культуры здорового образа жизни, физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития и гражданского патриотизма;
– повышают свой уровень инициативности и творческой активности;
– расширяют свой диапазон знаний и умений по использованию разнообразных форм взаимодействия с детьми;
– повышают качество образовательных услуг и социальный статус дошкольного образования;
– укрепляют альянс «ребёнок–семья–дошкольная образовательная организация».
· родители:
–
совершенствуют знания (приобретают новые) в области методов и технологий гармоничного развития личности ребёнка;
– активно участвуют в воспитательном процессе и формировании у детей основ культуры здорового образа жизни, социально-коммуникативных навыков, познавательных инициатив, творческих способностей и основ гражданственности;
– укрепляют альянс «ребёнок–семья–дошкольная образовательная организация».