Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Особенности организации образовательного процесса в различных возрастных группах обусловлены спецификой возраста, пола воспитанников, их развитием, этнокультурными традициями, климато-географическими условиями проживания, наличием приоритетных направлений, заказа родителей, требованиями СанПиН 2.4.1.1660-10.
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. С общепринятых позиций правильный режим дня – это физиологическое обоснованное региональное чередование периодов бодрствования и отдыха.
При организации режима дня для воспитанников ДОУ учитываются физиологические потребности и физические возможности детей каждого конкретного возраста, а также рекомендации программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логиновой.
При организации режима дня особое внимание уделяется:
- соблюдению баланса между разными видами активности детей (умственной, физической), виды активности целесообразно чередуются;
- организации гибкого режима посещения детьми групп (с учетом потребностей родителей, для детей в адаптационном периоде);
- проведению гигиенических мероприятий по профилактике переутомления отдельных детей с учетом холодного и теплого времени года, изменения биоритмов детей в течение недели, активности в течение суток.
Все возрастные группы работают по двум временным режимам: на теплый и холодный период гола.
Для воспитанников, вновь поступающих в ДОУ, предполагаются индивидуальные адаптационные режимы. На период карантинных мероприятий предполагаются карантинные режимы по показаниям.
В период летней оздоровительной кампании действует оздоровительный режим, сокращение времени организованной совместной образовательной деятельной деятельности взрослых и детей (вместо традиционного учебного блока), в соответствии с СанПиН, в минутах.
Режим дня в группах различен и зависит от возраста детей.
Примерный режим дня в первой младшей группе
(холодный период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика |
7.00 - 8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.00 - 8.30 |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность, подготовка к непосредственной образовательной деятельности |
8.30 – 9.00 9.08 – 9.18 9.26 -10.00 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: развивающие образовательные ситуации на игровой основе по подгруппам |
9.00 – 9.08 9.18 – 9.26 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) |
10.10 – 11.30 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность |
11.30- 11.40 |
Подготовка к обеду, обед |
11.40– 12.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.00 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
15.00 - 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.15 - 15.25 |
Игры, досуги, общение, деятельность по интересам, чтение |
15.25 – 15.40 16.10 – 17.00 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: развивающие образовательные ситуации на игровой основе (по подгруппам) |
15.40 – 15.50 16.00 – 16.10 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.00 – 17.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка (индивидуальная работа, общение, труд, игры) |
17.20 – 19.00 |
Уход детей домой |
18.45 - 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 - 20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.00 - 20.30 |
Ночной сон |
20.30 - 6.30 (7.30) |
Примерный режим дня в первой младшей группе
(теплый период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика |
7.00 - 8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.00 - 8.20 |
Игры, экспериментирование, труд, подготовка к образовательной деятельности на прогулке |
8.20 – 9.00 |
Непосредственная образовательная деятельность: развивающие образовательные ситуации на игровой основе по подгруппам (физкультурно-оздоровительная, художественное творчество, игры, наблюдения, музыка, воздушные и солнечные ванны) на участке во время прогулки |
9.00 – 9.08 9.18 – 9.26 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Прогулка: игры, наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, воздушные и солнечные процедуры |
9.08 - 9.18 9.26 - 10.00 10.10 – 11.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, самостоятельная игровая деятельность |
11.10- 11.40 |
Подготовка к обеду, обед |
11.40– 12.20 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.20 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
15.00 - 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.15 - 15.25 |
Игры, досуги, общение, деятельность по интересам, подготовка к прогулке и образовательной деятельности |
15.25 - 15.40 |
Непосредственная образовательная деятельность: развивающие образовательные ситуации на игровой основе по подгруппам (физкультурно-оздоровительная, художественное творчество, игры, наблюдения, музыка, воздушные и солнечные ванны) на участке во время прогулки |
15.40 – 15.50 16.00 – 16.10 |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа, общение, чтение, труд, игры |
15.50 – 16.00 16.10 – 17.00 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.00 – 17.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, воздушные и солнечные процедуры) |
17.30 – 19.00 |
Уход детей домой |
18.45 - 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 - 20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.00 - 20.30 |
Ночной сон |
20.30 - 6.30 (7.30) |
Примерный режим дня во второй младшей группе
(холодный период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, утренняя гимнастика |
7.00 - 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20 - 8.50 |
Игры, общение, самостоятельная деятельность |
8.50 – 9.20 9.35 - 9.45 |
Непосредственная образовательная деятельность: развивающие образовательные ситуации на игровой основе |
9.20 – 9.35 9.45 - 10.00 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд), возвращение с прогулки |
10.10 – 12.00 |
Подготовка к обеду, обед |
12.00 - 12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.45 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
15.00 - 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 - 15.40 |
Дополнительное образование (совместная образовательная деятельность) 1 раз в неделю |
15.40 – 15.55 |
Игры, досуги, общение и деятельность по интересам, чтение, индивидуальная работа |
15.55 – 17.00 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.00 – 17.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка (самостоятельная деятельность, общение, труд, игры) |
17.35 – 19.00 |
Уход детей домой |
18.45 - 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 - 20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.00 - 20.30 |
Ночной сон |
20.30 - 6.30 (7.30) |
Примерный режим дня во второй младшей группе
(теплый период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, утренняя гимнастика |
7.00 - 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20 - 8.50 |
Игры, общение, самостоятельная деятельность |
8.50 – 9.20 |
Музыкальные и спортивные праздники, досуги, экскурсии, совместная и самостоятельная игровая деятельность |
9.20 - 10.00 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд), воздушные и солнечные процедуры |
10.10 – 11.50 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры |
11.50 – 12.05 |
Подготовка к обеду, обед |
12.05 - 12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.45 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
15.00 - 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 - 15.40 |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность, досуги, общение, индивидуальная работа, чтение, деятельность по интересам |
15.40 – 17.00 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.00 – 17.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка (самостоятельная деятельность, экспериментирование, общение, труд, игры) |
17.35 – 19.00 |
Уход детей домой |
18.45 - 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 - 20.00 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.00 - 20.30 |
Ночной сон |
20.30 - 6.30 (7.30) |
Примерный режим дня в средней группе
(холодный период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 - 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20 - 8.55 |
Игры по выбору детей, самостоятельная деятельность, подготовка к непосредственной образовательной деятельности |
8.55 – 9.00 9.20 -9.30 9.50 - 10.00 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: образовательные развивающие ситуации на игровой основе |
9.00 – 9.20 9.30 – 9.50 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, экспериментирование, труд) |
10.10 - 11.50 |
Возвращение с прогулки, игры |
11.50 - 12.10 |
Подготовка к обеду, обед |
12.10 –12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.45 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, игры |
15.00 - 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 - 15.40 |
Дополнительное образование (совместная образовательная деятельность) 2 раза в неделю |
15.40 – 16.00 |
Игры, досуги, общение по интересам, театрализация, кукольный театр, инсценировки с игрушками, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности |
16.00-17.00 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.00 – 17.30 |
Прогулка: самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, игры, общение |
17.30 - 18.45 |
Игры, уход детей домой |
18.45 - 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 - 20.10 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.10 - 20.40 |
Ночной сон |
20.40 - 6.30 (7.30) |
Примерный режим дня в средней группе
(теплый период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 - 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20 - 8.55 |
Игры, общение, самостоятельная деятельность |
8.55 – 9.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, музыкальные и спортивные праздники, досуги, экскурсии, экспериментирование, самостоятельная деятельность |
9.00 – 10.00 10.10 – 11.50 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры |
11.50-12.10 |
Подготовка к обеду, обед |
12.10 –12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.45 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры |
15.00 - 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 - 15.40 |
Игры, досуги, общение по интересам, творческая деятельность, индивидуальная работа, чтение, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности |
15.40 – 17.00 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.00 – 17.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка (самостоятельная деятельность, труд, общение, игры) |
17.30 - 18.45 |
Игры, уход детей домой |
18.45 - 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 - 20.10 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.10 - 20.40 |
Примерный режим дня в старшей группе
(холодный период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 - 8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.25 - 8.50 |
Игры, свободное общение, самостоятельная деятельность |
8.50 – 9.00 9.25 – 9.35 9.55 – 10.00 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: образовательные ситуации |
9.00 – 9.25 9.35 – 9.55 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам) |
10.10 - 12.15 |
Возвращение с прогулки, игры |
12.15 – 12.30 |
Подготовка к обеду, обед |
12.30 - 13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.00 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры |
15.00 - 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 - 15.40 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: образовательные развивающие ситуации на игровой основе (2-3 раза в неделю) |
15.40 – 16.05 |
Дополнительное образование (совместная образовательная деятельность) 2 раза в неделю |
16.15 – 16.40 |
Совместная игровая деятельность, игры, досуги, самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная работа, общение по интересам и выбору детей |
16.05 – 16.15 16.40 – 17.05 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.05 – 17.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, труд, игры, |
17.30 - 19.00 |
Игры, уход детей домой |
18.45 - 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 - 20.15 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.15 - 20.45 |
Ночной сон |
20.45 - 6.30 (7.30) |
Примерный режим дня в старшей группе
(теплый период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 - 8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.25 - 8.50 |
Игры, свободное общение, самостоятельная деятельность |
8.50 – 9.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, музыкальные и спортивные праздники, досуги, экскурсии, экспериментирование, воздушные и солнечные процедуры, самостоятельная деятельность |
9.00 – 10.00 10.10 – 12.05 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры |
12.05-12.25 |
Подготовка к обеду, обед |
12.25 –13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.00 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, игры |
15.00 - 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 - 15.40 |
Игры, досуги, общение по интересам и выбору детей, творческая деятельность, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности |
15.40 – 17.05 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.05 – 17.30 |
Самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, труд, общение, игры, чтение, прогулка |
17.30 - 18.45 |
Игры, уход детей домой |
18.45 - 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 - 20.10 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.10 - 20.40 |
Примерный режим дня в подготовительной группе
(холодный период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 - 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30 - 8.50 |
Игры по выбору детей |
8.50 – 9.00 9.30 - 9.40 |
Непосредственно организованная образовательная деятельность: образовательные ситуации |
9.00 – 9.30 9.40 – 10.10 10.20 - 10.50 |
Второй завтрак |
10.10 – 10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам) |
10.50 - 12.10 |
Возвращение с прогулки, игры |
12.10- 12.30 |
Подготовка к обеду, обед |
12.30 - 13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.00 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры |
15.00 - 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 - 15.40 |
Дополнительное образование (совместная образовательная деятельность) 2 раза в неделю |
15.40 – 16.10 |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность, досуги, индивидуальная работа, чтение, самостоятельная деятельность по интересам, общение |
16.10 –17.15 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.15 – 17.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка (экспериментирование, игры, труд, наблюдение) |
17.40 – 19.00 |
Игры, уход детей домой |
18.45 - 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 - 20.15 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.15 - 20.45 |
Ночной сон |
20.45 - 6.30 (7.30) |
Примерный режим дня в подготовительной группе
(теплый период)
Режимные моменты |
Время |
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
6.30 - 7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием детей на улице, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00 - 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30 - 8.50 |
Игры, свободное общение, самостоятельная деятельность |
8.50 – 10.00 |
Второй завтрак |
10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке. Прогулка: музыкальные и спортивные праздники, досуги, экскурсии, экспериментирование, воздушные и солнечные процедуры, самостоятельная деятельность |
10.10 – 12.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры |
12.10-12.30 |
Подготовка к обеду, обед |
12.30 –13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.00 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, игры |
15.00 - 15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20 - 15.40 |
Игры, досуги, общение по интересам, творческая деятельность, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности, чтение, индивидуальная работа, труд |
15.40 – 17.15 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.15 – 17.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, труд, игры по выбору детей) |
17.40 – 19.00 |
Игры, уход детей домой |
18.45 - 19.00 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00 - 20.10 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.10 - 20.40 |
Режим дня детского сада максимально приближен к домашнему режиму. Необходимо в течение недели, а иногда и месяца считаться со всеми имеющимися у ребенка привычками, даже если они и не соответствуют режиму детского сада.
Не следует запрещать приносить из дома игрушки. Переводить ребенка на режим детского сада нужно постепенно, с учетом его индивидуальных особенностей.
Прием новых детей в группы – не более 2 -3 человек в неделю, чтобы воспитатели могли уделить максимум внимания детям и выполнить назначенный индивидуальный режим.
В целях профилактики переутомления и перевозбуждения нервной системы необходимо в первый период посещения ребенком детского сада сократить время его пребывания на несколько часов и постепенно его удлинять дневной сон в этот период лучше проводить дома. Нельзя переводить ребенка из одной группы в другую, привлекать ребенка к играм – занятиям, если он не хочет. Лучше дать ему возможность постепенно привыкнуть к детскому коллективу путем «наблюдения со стороны». Признаками завершения адаптации ребенка являются адекватное поведение, положительные эмоции, хороший сон, аппетит, прибавка веса по возрасту.
Контроль выполнения режимов дня в ДОУ осуществляют: медицинские работники, административно-управленческий аппарат, педагоги, родители.
. Профилактическая и оздоровительная работа в ДОУ
Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим основные биологические характеристики ребенка.
Профилактическая и оздоровительная работа в дошкольном учреждении представляет собой комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на раннее выявление отклонений в состоянии физического и психического развития ребенка, коррекцию выявленной патологии, а так же на предупреждение рецидивов хронического заболевания.
Работа в этом направлении включает: наблюдение и оздоровление детей 1 и 2 групп здоровья, профилактику травматизма, организацию коррегирующих мероприятий в отношении плоскостопия, осмотр узкими специалистами и т.д.
Под руководством педагогического и медицинского персонала осуществляются разнообразные формы работы с детьми направленные на реализацию оздоровительных задач в течение дня.
В ДОУ разработан план профилактически – оздоровительных мероприятий, который включает в себя:
План улучшения здоровья детей в ДОУ
№ |
Содержание |
Периодичность выполнения |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Оптимизация режима | |||
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима |
ежедневно |
Воспитатели Педагог - психолог Соц. педагог Мед.сестра Педиатр |
В течение года | |
Определение и обеспечение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей |
ежедневно |
Педагог - психолог Воспитатели |
В течение года | |
2 |
Организация двигательного режима | |||
Физкультурные занятия |
3 раза в неделю |
Инструктор по физ. воспитанию |
В течение года | |
Утренняя гимнастика |
ежедневно |
Воспитатели |
В течение года | |
Прогулки с включением подвижных игровых упражнений |
ежедневно |
Воспитатели |
В течение года | |
Гимнастика после дневного сна |
ежедневно |
Воспитатели (контроль медработника) |
В течение года | |
Музыкально – ритмические занятия |
2 раза в неделю |
Муз. работник воспитатели |
В течение года | |
Спортивный досуг |
1 раз в месяц |
Инструктор по физ.воспитанию |
В течение года | |
Гимнастика для глаз |
Во время занятий (физкультминутки) |
Воспитатели медработник |
В течение года | |
Пальчиковая гимнастика |
3-4 раза в день |
Воспитатели |
В течение года | |
3 |
Охрана психического здоровья | |||
Использование приемов релаксации (минуты тишины, музыкальные паузы) |
ежедневно |
Воспитатели Специалисты |
В течение года | |
4 |
Профилактика заболеваемости | |||
Дыхательная гимнастика (в игровой форме) |
3 раза в день (во время утренней зарядки, прогулки, после сна) |
Воспитатели (контроль медработника) |
В течение года | |
Профилактика ОРЗ (оксалиновая мазь) |
Ежедневно (2 раза в день перед прогулкой) |
Медработник Воспитатели |
Ноябрь-декабрь Март-апрель | |
5 |
Оздоровление фитонцидами | |||
Чесночно – луковые закуски |
Добавление в блюда |
Медсестра Шеф - повар |
В течение года | |
Ароматизация помещений (чесночные букетики) |
ежедневно |
Младшие воспитатели (контроль медработника) |
Октябрь Апрель | |
6 |
Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка | |||
Воздушные ванны |
ежедневно |
Воспитатели |
В течение года | |
Прогулки (одежда соответствует сезону) |
ежедневно |
Воспитатели |
В течение года | |
Хождение босиком по «дорожке здоровья» |
Ежедневно (после дневного сна) |
воспитатели |
В течение года | |
Полоскание рта кипяченой водой |
Ежедневно (после каждого приема пищи) |
Воспитатели Младшие воспитатели |
В течение года | |
7 |
Лечебно – оздоровительная работа | |||
Витаминотерапия |
После сна |
Медработники |
Октябрь - апрель | |
Настойка шиповника |
3 раза в неделю (1 раз в день) в 10.00 |
медработники |
Октябрь-ноябрь Март-апрель | |
Витаминизация третьего блюда |
ежедневно |
медработники |
В течение года | |
Наблюдение педиатра |
По плану |
Педиатр медработники |
В течение года | |
Осмотр специалистов (медосмотр) |
2 раза в год |
специалисты |
Сентябрь Апрель | |
Профилактические прививки |
По плану |
Медработники |
В течение года |
Обязательным элементом физического воспитания в ДОУ, имеющим большое значение для укрепления здоровья и повышения устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды, является закаливание.
Система закаливания в ДОУ (в виде комплексных мероприятий) учитывает следующее:
- последовательность закаливающих процедур (от щадящих к более интенсивным);
- постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры;
- состояние ребенка с учетом его индивидуальных потребностей, при выборе метода закаливания;
- систематичность закаливания;
- факторы внешней среды (воздух, вода, солнце);
- настроение ребенка во время закаливающей процедуры (оно должно быть спокойным и радостным).
Для повышения эффективности закаливающих мероприятий их следует проводить при исходном состоянии теплового комфорта организма детей, который достигается рациональным сочетанием теплозащитных свойств одежды с температурой воздуха в помещении и на открытом воздухе.
Перечень закаливающих мероприятий в ДОУ
Форма закаливания |
Закаливающее воздействие |
Длительность (минут в день) | |||||
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет | ||||
Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) |
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями |
5-6 |
6-8 |
8-10 |
10 - 12 | ||
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении |
Воздушная ванна |
Индивидуально | |||||
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении) |
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п. |
до 20 |
до 25 |
до 35 |
до 40 | ||
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) |
Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями |
до 20 |
до 25 |
до 35 |
до 40 | ||
Прогулка в первой и второй половине дня |
Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями |
2 раза в день по 2 часа |
2 раза в день по 1ч 50 мин – 2 часа |
2 раза в день по 1ч 40 мин – 2 часа | |||
с учетом погодных условий | |||||||
Полоскание горла (рта) после обеда (используется кипяченая вода комнатной температуры) |
Закаливание водой в повседневной жизни |
3-7 |
3-7 |
3-5 |
3-5 | ||
Подготовка и сама процедура | |||||||
Дневной сон без маек |
Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка |
В соответствии с действующими СанПиН | |||||
Физические упражнения после дневного сна |
Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) |
5-7 |
5-10 |
7-10 |
7-10 | ||
Закаливание после дневного сна |
Воздушная ванна и водные процедуры («расширенное» умывание, обтирание) |
5-15 | |||||
Система закаливания в ДОУ также включает:
- утренний прием на воздухе в теплое время года;
- облегченная форма одежды;
- одностороннее проветривание во время сна (+17, +19);
- хождение босиком по «дорожке здоровья».
При проведении закаливающих процедур обеспечивается санитарно – гигиенические условия и имеется одежда для занятий утренней гимнастикой, физическими упражнениями в зале.
Правильно организованная система закаливания в ДОУ:
- поддержит температурный баланс тела (гомеостаз);
- нормализует поведенческие реакции ребенка;
- снизит инфекционно- воспалительные заболевания;
- улучшит показатели физического развития;
- повысит уровень физической подготовленности.