Организация режима питания
Система питания основывается на следующих принципах:
- адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам детей;
- сбалансированность рациона по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам;
- максимальное разнообразие рациона;
- высокая технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их вкусовые достоинства и сохранность пищевой ценности;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- проведение витаминотерапии в осенне - зимний и весенний период;
Объем принимаемой ребенком пищи соответствует его возрасту. Калорийность пищи в завтраке и ужине составляет по 20%, второй завтрак – 5%, обед – 35% и полдник -15% от суточной калорийности питания. Основные продукты детского питания (хлеб, масло, молоко, мясо, сахар, овощи) включаются в меню ежедневно, другие – сметана, сыр, яйца - используются в течение недели. Картотека блюд, имеющаяся в учреждении, позволяет быстро и правильно составить меню.
Особенности организации рационального питания детей в учреждении:
- меню детского сада, в значительной части, базируется на основе блюд традиционной русской кухни и кухни народов, основные представители, которых есть в ДОУ;
- проводится наблюдение и опрос детей для использования любимых блюд, если их приготовление приемлемо в детском саду;
- учитываются желания детей, то есть в ряде случаев (в дни праздников) применяется заказная система (любимые сладости, каша, выпечка);
- немаловажная роль отводится месту питания, специально оборудованному детскому кафе, где сама обстановка располагает к приему пищи, нет отвлекающих моментов и раздражающих факторов;
- одно из слагаемых успеха - правильная сервировка стола;
- важная роль отводится психологическому настрою детей. Первую информацию о новом блюде они получают еще в группе;
- учитывая, что некоторые дети приходят рано в группу, для достижения комфортного состояния готовится утренний чай;
- уделяется внимание совместимости отдельных продуктов, что более физиологично в плане переваривания и усвоения пищи;
- мясо и рыба запекаются, тушатся;
- овощи для заправки в первые и вторые блюда припускаются;
- обязательно ежедневное употребление фруктовых соков, фруктов;
- в детскому саду организуется диетическое питание для детей, в нем нуждающихся.
- организация питания осуществляется на основе перспективного 24-дневного меню;
- в детском саду имеется специальная картотека блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов. Использование таких карточек позволяет легко подсчитать химический состав рациона и при необходимости заменять одно блюдо другим, равноценным ему по составу и калорийности.
Старшая медицинская сестра систематически контролирует приготовление пищи, объем продуктов, раздачу пищи по группам и в группах, а также качество приготовления пищи. График выдачи пищи разрабатывается в соответствии с возрастными особенностями детей.
Время питания распределено следующим образом:
8.30- 9.00- завтрак
10.00- 10.15- второй завтрак
12.00- 13.00- обед
15.15- 15. 30- полдник
17.15- 17.45- ужин
Большое внимание уделяется просветительской работе среди детей и их родителей по вопросам рационального питания, составлению индивидуального меню для детей, страдающих аллергией на отдельные продукты.
Кроме того, осуществляется контроль за гигиенической обстановкой в ДОУ: санитарным состоянием, размещением столовой мебели и своевременной доставкой пищи в группы.
Диетический стол
Дошкольное учреждение часто посещают дети с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья. Таким детям необходим индивидуальный подход при организации их питания. На основании назначений врача медицинская сестра детского сада заботится о том, чтобы на пищеблоке были приготовлены для нуждающихся детей необходимые блюда для замены.
Организация питания в детском кафе
Кафе находится на первом этаже. Дети из шести групп обслуживаются в двух залах. У каждого ребенка есть постоянное место, у каждой группы свои столики. Питание организовано по графику, в одном зале едят дети средних групп, в другом – старшие.
Главная задача воспитателя - создание хорошего настроения и реклама блюд. Обращает внимание также на темп еды и тщательность пережевывания пищи - только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.
Технология раздачи пищи:
- стол сервируется полностью. Сервировка стола следующая: скатерть, гигиенические и индивидуальные салфетки, столовые приборы, хлебница. Со старшей группы дети едят с помощью ножа и вилки;
- сервировать столы работники столовой, помощник воспитателя с помощью дежурных детей начинают после получения пищи, когда остальные дети занимаются в группе гигиеническими процедурами;
- суп подается в супницах, хлеб в общих блюдах. Раскладывает и разливает пищу детям педагог. Это необходимо для соблюдения правил гигиены и норм выдачи блюд каждому ребенку. Такая подача блюд делает стол действительно «семейным»;
- работники столовой производят смену блюд после того, как ребенок съест предыдущее блюдо;
- для быстроты и удобства раздачи используются сервировочные тележки, которые есть в каждом зале.
Питание детей в период адаптации к ДОУ
Как известно, поступление ребенка в детский сад сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в обстановку детского коллектива. Именно в этот период уделяется внимание и режиму питания:
- в первые дни поступления ребенка в детский сад старшая медсестра и педагоги групп знакомят родителей с режимом дня, особенностями питания в учреждении, рекомендуют родителям приблизить рацион ребенка к условиям детского коллектива;
- если малыш не умеет и не хочет есть самостоятельно, воспитатель или младший воспитатель первое время кормит его;
- во время всего адаптационного периода воспитатели информируют родителей об аппетите ребенка, о том какие продукты и блюда ребенок получил в течение дня, даются конкретные рекомендации по питанию ребенка дома.