Организация двигательного режима
Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и развитие ребенка – дошкольника, является двигательная активность. Благоприятное влияние на организм может быть оказано только в том случае, если ее уровень находиться в пределах оптимальных величин.
Главное содержание физического воспитания в детском саду составляют разнообразные виды двигательных действий и подвижные игры, которыми дети овладевают и в которые должны систематически упражняться. Это основные движения (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля и метание, ползание и лазание), общеразвивающие упражнения (с предметами и без), ритмическая гимнастика, элементы аэробики, построения и перестроения, игры (подвижные и элементы спортивных), спортивные упражнения (ходьба на лыжах и др.).
Организации двигательного режима в ДОУ придается особое значение. Первостепенная задача педагогов – установление индивидуальных особенностей потребности ребенка в движении. В детском саду используются различные варианты двигательной деятельности детей. В течение месяца каждый вариант повторяется не более двух раз.
Варианты двигательной активности детей в ДОУ
№ |
Мероприятия |
Содержание |
1 |
Утренняя гимнастика |
- в форме подвижной игры; - танцевально – ритмические упражнения; - смешанного типа |
2 |
Занятия физической культурой |
- обычного типа; - занятие – прогулка; - игровые; - самостоятельные; - занятие – тренировка; - сюжетное занятие |
3 |
Гимнастика после сна |
- самостоятельная; - оздоровительная; - игровая; - музыкально – ритмические упражнения; - дыхательная; - гимнастика для глаз; - пальчиковая гимнастика |
4 |
Динамическая пауза |
- в форме подвижной игры; - самостоятельная; - музыкально-ритмические упражнения; - с использованием нетрадиционного оборудования |
Развитие интереса к движениям формируются на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким, поэтому главное место в физическом воспитании занимают разные формы активного отдыха: спортивные праздники, досуги, соревнования, Дни здоровья, походы и пр.
В рациональном сочетании с другими видами работ по физическому воспитанию создается целесообразный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности, закаленности детей.
Слаженная деятельность взрослых (сотрудников детского сада и родителей) и детей позволяет добиваться активного эмоционального отдыха и является пропагандой здорового образа жизни, как среди ребят, так и среди взрослых. При любой форме организации активного отдыха главная забота коллектива о том, чтобы никто из детей не находился в рядах посторонних зрителей, болельщиков. Большое место отводится подвижным играм, разнообразным интересным показательным выступлениям детей, которые создают возможность активного участия всех детей сада.
Таким образом, широкое использование физических упражнений в виде спортивных игр, занятий физкультурой, в комплексе с закаливающими процедурами, способствует эффективному, всестороннему развитию и оздоровлению детей.
Двигательная активность детей в течение дня
№ |
Режимные моменты |
Нагрузки | ||
низкой интенсивности |
средней интенсивности |
высокой интенсивности | ||
1 |
Прием детей |
+ |
||
2 |
Утренняя гимнастика |
+ |
||
3 |
Физкультминутки |
+ |
||
4 |
Занятия физкультурой |
+ | ||
5 |
Занятия музыкой |
+ |
||
6 |
Прогулка |
+ | ||
7 |
Самостоятельная двигательная активность |
+ |
||
8 |
Вторая половина дня |
+ |
В связи с учетом особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОУ разработана рациональная модель двигательной активности.
При разработке данной модели учитывались следующие факторы:
- удовлетворение детьми биологической потребности в двигательной активности;
- рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных способностей;
- двигательная активность должна соответствовать опыту ребенка, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма – что составляет основу индивидуального подхода;
- оптимизация двигательной активности за счет дополнительных видов занятий двигательного характера с использованием нетрадиционных методик.
Модель двигательной активности
Формы организации |
Особенности проведения |
Младший возраст |
Старший возраст | ||
младшая |
средняя |
старшая |
Подгото-вительная | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно в помещении и на воздухе с учетом климатических условий |
5-6 минут |
6-8 минут |
8-10 минут |
10 - 12 минут |
Гимнастика после сна |
Ежедневно, после дневного сна |
5-6 минут |
5-8 минут |
8-10 минут |
10 – 12 минут |
Подвижные игры |
Ежедневно на прогулке и в помещении |
15 – 20 минут |
25 -30 минут |
30-35 минут |
35 - 40 минут |
Спортивные игры |
не реже 1 раза в неделю |
Целенаправленное обучение педагогом | |||
Занятия физкультурой |
Три раза в неделю |
15 минут |
20 минут |
25 минут |
30 минут |
Музыкальные занятия (часть занятия) |
2 раза в неделю |
3-5 минут |
5 минут |
7-10 минут |
10 минут |
Двигательные игры под музыку |
1 раз в неделю |
5-10 минут |
10-15 минут |
15-20 минут |
25 минут |
Спортивные развлечения |
1 раз в месяц |
20 минут |
20 минут |
30 минут |
30-35 минут |
Спортивные праздники |
2 раза в год |
20-25 минут |
20-25 минут |
50-60 минут |
50-60 минут |
День здоровья |
1 раз в месяц | ||||
Неделя здоровья |
2 раза в год | ||||
Самостоятельная двигательная активность |
Ежедневно индивидуально и подгруппами |